Каждому дому по домовому!

Каждому дому по домовому!!Нас окружает много неизвестного и загадочного. Для древних людей это были духи и ангелы, русалки и оборотни, для людей современных – инопланетяне. Но есть представления, которые сохраняются тысячелетиями. Это вера в Домового, покровителя человеческого жилья.
Впрочем, возможно, вы не верите в домовых? Напрасно. Отметим, что не последние люди в этом мире признавали существование домашнего духа – и художник Леонардо да Винчи, и ученый Исаак Ньютон, и поэт Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм – впрочем, им-то сам Бог велел! Впрочем, и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Более того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина. Представляете, ваш домовой – это почти вы сами!
Во всем мире в феврале домовые празднуют свой День. Обычно праздник проводится в ночь с 9 на 10 февраля, но любая ночь этого месяца считается магической и может стать днем рождения домового. Считается, что в доме одинокого мужчины живет домовой мужского пола, а в доме женщины – женского. При семье живет семейство домовых (на кухне, в кладовой, в сарае), а когда люди обзаводятся детьми, появляются на свет и домовята.

Насколько правильно мы выбираем день празднования определенного осетинского дзуара?

Насколько правильно мы выбираем день празднования определенного осетинского дзуара? Насколько правильно мы выбираем день празднования определенного осетинского дзуара?Начался Новый год, а значит стартовал и новый цикл наших национальных религиозных праздников. Всевозможных дзуары бонтæ и «именных» дней конкретных покровителей осетинского религиозного пантеона. Только существует одна, кажется уже извечная проблема, которую мы неоднократно поднимали – как правильно вычислить точную дату того или иного праздника национальных верований. Ведь для легкости в данном вопросе многие уже давно делают элементарную привязку к христианскому календарю, что в принципе в корне не верно.
Как проводился высчет праздничных дней в древности, был ли это лунный календарь или другая система – сказать сложно, поскольку исследованием этого вопроса никто не занимался. В результате даты в разных календарях варьируются по срокам, хотя каждый претендует на исключительность. А привязка к христианскому календарю создает еще большую путаницу. Взять, к примеру, один из самых почитаемых в Алании религиозных праздников – Джеры-дзуар, посвященный покровителю мужчин небесному Уастырджы.

ÆРТХУРОНÆЙ КУВЫНЫ УАГ.

ÆРТХУРОНÆЙ КУВЫНЫ УАГ. Куывтой алы кары нæлгоймæгтæ усгуры азтæй уæлæмæ уавæртæм амонгæйæ: хæдзары чи куыд æрæййæфтаид, афтæ. Стыр фыд æмæ Стыр мады гасæй, стæй уыдоны хистæр цоты раз кæстæртæм кувыны бар нæ хаудта, фæлæ йæм сæхи цæттæ кодтой чысылæй фæстæмæ хъусæггагæй, уынæггагæй.
Хистæр иугæр йæ бынаты балæууыд гомсæрæй, райста рахизæй къуымæлы кæхц, галиуæй физонæг, уæд иннæтæ лæууынц бæрæг уагыл æмæ хъусынц. Гæзæмæ иуварсæй
цырддæрæй кæсы уырдыглæууæг. Хæдзары лæппу нæй, уæд чызг дæр лæууыд.
Хæрз цыбырæй куывта хистæр. Ардта Хуыцау æмæ зæдты нæмттæ куыд хистæрæй, бæрнондæрæй. Уыдоныл фæдзæхста бинонты æмæ сын куырдта удты æнæнизимæ
сæрты сæрæгас. Бæлццæтты фæдзæхста Уастырджийыл, ныййарджыты сæ цотимæ — Мадизæныл, тыллæджы æрзад — Уациллайыл, фосыконд — Фæлвæрайыл, рæстæджы хорзæх куырдта Дунейы фарнæй.

БЫНАТЫХИЦАУ


Авторская передача Вали Бестаевой

БЫНАТЫХИЦАУ

БЫНАТЫХИЦАУЦыппурсы фæстæ цыдис Бынатыхицауы бæрæгбон, кодтой йæ Цыппурсæй Ног азы æхсæн æртыццæг æхсæвы. Ацы стырбоны ма хонынц æндæр нæмттæй дæр: Дзинкъуырд, Джикъуыртæ, Кæйдæртæ, Хæйрæджыты æхсæв. Ацы бæрæгбоны, адæмы уырнынадмæ гæсгæ, агъуысты æмбæхст вæййынц æнæзæгъинæгтæ, фыдбылызтæ, æвзæргæнджытæ. Адонæй тæрсгæйæ, ирон адæм стырбоны рæстæджы скъæты къæсæртыл, хордонтæм бахизæнты, къæбицы дуаргæрæтты æвæрдтой сындзытæ, сывæллæтты хъуыртыл кодтой дзуæрттæ, хæдзары алыварс зæххыл кодтой хахх исты цыргъагæй, артдзæсты рæхыс æмæ-иу сындзытимæ хæдзары алыварс æркодтой æртæ зылды, сындзытæ-иу авæрдтой хæдзары мигæнæнтыл, къултыл, уæлæдарæсыл æмæ а. д.Бынатыхицау нымад цыдис цæрæн хæдзары бардуагыл. Ирæтты уырнынадмæ гæсгæ, алы бынатæн, зæххы алы хайæн дæр ис йæхи бардуаг, йæхи Бынатыхицау, алы мыггагæн, алы хæдзарвæндагæн йæхи бардуаг куыд ис, афтæ. Ахæм уырнындзинад цæуы иууыл рагондæр заманæй.Ирæттæ куыд æнхъæлынц, афтæмæй Бынатыхицау «цæры», хæдзармæ бахизгæйæ, рахиз къуымы, кæнæ хæдзары сылгоймæгты фарсы ‘рдыгæй къуымы. Уыцы бынаты сылгоймæгтæ æвæрдтой бæмбæг кæнæ сырх зæлдаг, цæмæй Бынатыхицауæн уа æхцон æмæ бада фæлмæнтыл. Бинонты æндæр агъуыстыты уыцы къуымты дæр ахæм хуызы æвæрдтой бæмбæг æмæ зæлдаг уаццæгтæ. Бынатыхицауæн афтæ цыт кодтой Къуыдаргомы æмæ Дыгургомы. Ирон адæмы уырнынадмæ гæсгæ, Бынатыхицауæн йæ бон уыдис нæлгоймаджы кæнæ сылгоймаджы хуызы рацæуын, йæ бон уыд урс уæрыкк, маргъ кæнæ дур фестын. Бынатыхицау йæхи не ‘вдисы, уый æнæуынгæ у. Гæнæн ис, æмæ йæ федтаиккой æрмæстдæр дæснытæ, уымæй дæр афæдз иу хатт — Ног азы æхсæв. Бынатыхицау хæдзары мидæг уарзта сыгъдæгдзинад.

 

Абон у БЫНАТЫХИЦАУ

Абон у БЫНАТЫХИЦАУЦыппурсы фæстæ цыдис Бынатыхицауы бæрæгбон, кодтой йæ Цыппурсæй Ног азы æхсæн æртыццæг æхсæвы. Ацы стырбоны ма хонынц æндæр нæмттæй дæр: Дзинкъуырд, Джикъуыртæ, Кæйдæртæ, Хæйрæджыты æхсæв. Ацы бæрæгбоны, адæмы уырнынадмæ гæсгæ, агъуысты æмбæхст вæййынц æнæзæгъинæгтæ, фыдбылызтæ, æвзæргæнджытæ. Адонæй тæрсгæйæ, ирон адæм стырбоны рæстæджы скъæты къæсæртыл, хордонтæм бахизæнты, къæбицы дуаргæрæтты æвæрдтой сындзытæ, сывæллæтты хъуыртыл кодтой дзуæрттæ, хæдзары алыварс зæххыл кодтой хахх исты цыргъагæй, артдзæсты рæхыс æмæ-иу сындзытимæ хæдзары алыварс æркодтой æртæ зылды, сындзытæ-иу авæрдтой хæдзары мигæнæнтыл, къултыл, уæлæдарæсыл æмæ а. д.

Бынатыхицау нымад цыдис цæрæн хæдзары бардуагыл. Ирæтты уырнынадмæ гæсгæ, алы бынатæн, зæххы алы хайæн дæр ис йæхи бардуаг, йæхи Бынатыхицау, алы мыггагæн, алы хæдзарвæндагæн йæхи бардуаг куыд ис, афтæ. Ахæм уырнындзинад цæуы иууыл рагондæр заманæй.

Ирæттæ куыд æнхъæлынц, афтæмæй Бынатыхицау «цæры», хæдзармæ бахизгæйæ, рахиз къуымы, кæнæ хæдзары сылгоймæгты фарсы ‘рдыгæй къуымы. Уыцы бынаты сылгоймæгтæ æвæрдтой бæмбæг кæнæ сырх зæлдаг, цæмæй Бынатыхицауæн уа æхцон æмæ бада фæлмæнтыл. Бинонты æндæр агъуыстыты уыцы къуымты дæр ахæм хуызы æвæрдтой бæмбæг æмæ зæлдаг уаццæгтæ. Бынатыхицауæн афтæ цыт кодтой Къуыдаргомы æмæ Дыгургомы. Ирон адæмы уырнынадмæ гæсгæ, Бынатыхицауæн йæ бон уыдис нæлгоймаджы кæнæ сылгоймаджы хуызы рацæуын, йæ бон уыд урс уæрыкк, маргъ кæнæ дур фестын. Бынатыхицау йæхи не ‘вдисы, уый æнæуынгæ у. Гæнæн ис, æмæ йæ федтаиккой æрмæстдæр дæснытæ, уымæй дæр афæдз иу хатт — Ног азы æхсæв. Бынатыхицау хæдзары мидæг уарзта сыгъдæгдзинад.

Традиционные религиозные праздники как часть повседневной жизни (календарь религиозных праздников)

Традиционные религиозные праздники как часть повседневной жизни (календарь религиозных праздников)Впереди Новый 2016 год и с его приходом в Осетии начнется очередной цикл религиозных праздников. Считается, что собственно Новый год наступает по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит, именно эта ночь и является главной в наступающим году и для осетин.
Для читателей поясним, что Старый Новый (звучит то как) год, отмечаемый 13 января, это наследство реформы календаря, проведенной советской властью в 1918 году. Был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, разница, между которыми и составила 13 дней.
При этом надо отметить, что в осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день. В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др.

Календарь религиозных осетинских народных праздников

Январь (Тъæнджы мæй)
1 – Ног аз
7 – Цыппурс (Рождество Христово)
12/13 – Бынатыхсæв (Дзинкъуыртæ)
13/14 – Ног Бон (Старый Новый год)
14/15 – Фыссæн æхсæв (Ночь гаданий)
19 – Доныскъæфæн (Крещение)

Ирон Куывд - Уастырджыан


Vataev-Iron-Kuyvd-s-sayta-www.ololo.fm.mp3 [2.88 Mb] (cкачиваний: 275)
Гъей-гъой, Хетæджы тæхгæ-нæргæ сызгъæрин Уастырджи, табу Дæхицæн!
Дæумæ кувæм, Уастырджи, Дæуæй курæм, сызгъæрин Уастырджи!

Байрагæй бæхгæнæг, лæппуйæ лæггæнæг Уастырджи, табу Дæхицæн!
Нæ кæстæртæ дe уазæг, Уастырджи, табу Дæхицæн, сызгъæрин Уастырджи!

Айс æй, аназ æй, ахуыпп æй кæн!
Айс æй, аназ æй!
Фæрнæджы мигæнæн равдæлон кæн!
Айс æй, аназ æй!
Æз хохмæ фæцыдтæн Зæрæмæджы тыххæй!
Айс æй, аназ æй!
Иу ма дзы баназ дæ зæнæджы тыххæй!
Айс æй, аназ æй!
Зары Бибо Ватаев

Указ Президента РЮО «Об утверждении календаря праздничных дней и памятных дат в РЮО»

1. Утвердить календарь праздничных дней и памятных дат в Республике Южная Осетия:
1 января – Новый год;
7 января – Рождество Христово;
12 января – День работника Прокуратуры;
25 января – День студента (Татьянин день);

ИЧЪЫНА

Фосдардимæ баст фæззыгон бæрæгбонтæм хауы Ичъына дæр. Кодтой йæ, фос-иу сæрдыгон хизæнтæй фæззæджы хæдзармæ куы скъæрдтой, уыцы афон, æмæ-иу уыд Фæззæджы Тутыры стырбоны хæдфæстæ. Йæ аразæн бон уыдис къуырисæр, стæмдæр хатт та — цыппæрæм кæнæ хуыцаубон. Раджы заманты Ичъына уыдис иумæйаг ирон стырбон, кодтой йæ Ирыстоны алы ран дæр, фæлæ йæ уæддæр иууыл парахатдæрæй кодтой Чеселтгомы, Æрыдоны, Æрæфы алыварс хъæуты. Ичъына вæййы рагвæззæгæй æрæгвæззæгмæ рахизыны рæстæджы, фосæлвынæн афон. Уый у фосдарыны культимæ баст стырбон.

Древние осетинские правила посещения святых мест

Просим ВСЕХ в святилище Джер не заносить Водку ,Араку и Вино. Только ОСЕТИНСКОЕ ДОМАШНЕЕ ПИВО!
Древние осетинские правила посещения святых мест

К какому храму ведет осетинская дорога

Осетинам так долго внушают, что они – язычники и поклоняются рощам, камням и деревьям, что многие, к сожалению, действительно в это поверили. На самом деле, Это глубочайшее заблуждение. Термин «язычники» не применим к осетинам уже потому, что предполагает идолопоклонничество и многобожие, а осетины верят в Единого Бога – Иунёг Стыр Хуыцау ёмё йе сконд задтё ёмё дауджыта.
А конкретные рощи, камни или деревья являются местами проявления в них высоких космических энергий. Местами, выбранными не по прихоти самих осетин, а указанными им посредством каких-то особенных знамений для построения именно там святилищ-дзуаров. И поэтому и в рощах, и возле камней всегда молились и молятся Богу и высшим силам, а никак не роще, камню или дереву. Сегодня этот факт имеет и иное подтверждение, так как с помощью биоэнергоинформатики в молитвенных местах Осетии были обнаружены сильнейшие энергетические каналы, нисходящие с небес. Потоки благостной энергии способны благотворно влиять на человека, находящегося в святом месте непродолжительное время.
Долгое и частое пребывание может иметь непредсказуемые последствия. Именно поэтому в святилища полагается приходить лишь в определенные дни, дзуары бонта.

К проблеме сакральной практики

К проблеме сакральной практики

В Осетии есть много святилищ почитаемых народом, но есть среди них два, которые имеют общенациональное значение. Это «Джеры-дзуар» на юге и «Хетæджы кох» на севере Осетии. Собственно говоря, эти названия характеризуют топографическую привязку к местности. При этом оба святилища – места почитания Уастырджы, одного из главных божеств осетинского традиционного религиозного пантеона. Уастырджы настолько почитаем, что в Осетии его считают «вторым после Бога».
Сегодня в самом разгаре паломничество к главному святилищу традиционного осетинского религиозного воззрения юга Осетии – «Джеры-дзуар», расположенного в Цхинвальском районе Оно считается дарующим благоденствие, защиту от бед и жизненных превратностей. На протяжении веков святилище меняло внешний облик, но всегда оставалось почитаемым не только в Осетии, но и далеко за ее пределами.

ХЕТÆДЖЫ КЪОХ

Цæгат Ирыстоны горæт Алагирæй Дзæудхсыхъæумæ фæндагæн йæ галиу фарс быдыры ис æнусон бæлæсты къох, æмæ йæ хонынц Хетæджы къох. Этнографион литературæйы ис тынг бирæ æрмæг ацы къохы тыххæй, йæ равзæрды фæдыл ис алыхуызон таурæгътæ дæр. Хетæджы къохы тыххæй фыццаг фыстой А Шегрен æмæ этнограф Н. Берзенов. Шегрен цы таурæгъ æрхаста, уымæ гæсгæ раджы заманы цардис хъæбатыр, хуыцауæнкувæг лæг, йæ ном — Хетæг. Иухатт куы уыдис, уæд та Хетæгмæ бабырстой йе знæгтæ. Уый алыгъд, Суададжы онг æрбахæццæ. Уым æй йе знæгтæ æрбаййæфтой, Хетæджы ныфс асаст, мæлын йеддæмæ йын хос нал уыд. Раст æм уыцыафон æввахс хъæдæй æрбайхъуыст кæйдæр хъæлæс: «Хетæг, — хъæдмæ!» Фæлæ хъæд Хетæгмæ дард уыд æмæ ма уый онг бахæццæ уыдаид, уый ныфс æй нæ уыд, æмæ йæм дзуры Хетæг: «Хетæг — хъæдмæ нæ, фæлæ хъæд — Хетæгмæ!» Уæд æцæгдæр хъæдæй иу гæбаз рахицæн æмæ Хетæджы бахызта знагæй, ныртæккæ къох кæм ис, уыцы бынаты.

МЫКАЛГАБЫР

Раздæр ирон адæммæ тынг парахатгонд уыдис бæрæгбон Мыкалгабыр. Цæгат Ирыстоны йæ номыл кувæндон ис Къасарагомы, Цхинвалæй Дзæуджыхъæумæ фæндагыл, Хуссар Ирыстоны та Къобеты æмæ Къусджыты хъæуты. Хуссар Ирыстоны Мыкалгабыры стырбон арæзтой Куадзæнæй дыууæ къуырийы фæстæдæр, Уæлладжыргомы та — сентябры æмбисы. Мыкалгабыр ирон адæммæ афтæ кадджын уыдис, æмæ-иу бирæ хатт афæдзы мидæг дыууæ-æртæ хатты скодтой куывдтæ йæ номыл. Нывондæн æргæвстой гал. Уæлладжыры комы Уыналы хъæумæ ‘ввахс йæ номыл цы кувæндон ис, уый Галты дзуар дæр, æвæццæгæн, уымæн хонынц. Раджы кæддæр-иу алы хæдзар дæр æргæвста гал. Мыкалгабыры кувæндоны-иу ирон адæм ард хордтой, туджджынты-иу фидауын кодтой.
Терминном Мыкалгабыры равзæрды фæдыл дæр ахуыргæндтæ æндæр æмæ æндæрхуызон хъуыды кæнынц. Иууыл растдæр æмæ уырнинагдæр хъуыдыйыл хæцы Абайты Васо. Уый термин бæтты гуырдзиаг æмæ сомихаг Микел-Габриелимæ. Ацы бардуаг чырыстон динмæ æрбафтыдис муртаттаг динæй.

ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ?

ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ?В многовековой истории Осетии Уасгерги (Уастырджи по-иронски) был и остается наиболее почитаемым и любимым божеством (после Бога). Он является покровителем мужчин, воинов, всех путников, независимо от возраста, вероисповедания и социального положения. В знаменитом Нартовском эпосе (разумеется, в осетинском варианте) Уасгерги-Уастырджи является небожителем и изображается в виде могучего воина на белом коне. Современные осетинские художники создали немало интересных портретов Уасгерги-Уастырджи в виде седобородого могучего мужчины на большом коне, как правило, на трех ногах. У Уасгерги-Уастырджи были хорошие отношения с нартами. Он участвовал даже в их походах, в результате которых им доставалась большая добыча. По представлениям осетин Уасгерги-Уастырджи является отцом противоречивой и легендарной Сатаны и выполняет самые ответственные функции посредника между Богом и людьми. Иногда Уасгерги-Уастырджи появляется среди людей в облике бедного старика и таким образом узнает реальный уровень жизни, радостей и проблем людей. Женщинам не разрешалось произносить его имя. Они его называли и продолжают называть «лёгти изёд» – «покровитель мужчин» (по-иронски «лёгты дзуар» – «Бог мужчин»). Каждый год в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ, по всей Осетии отмечали и продолжают отмечать праздник Уасгерги- Уастырджи. У многих осетин-дигорцев этот праздник назывался «Лёгти ёхсёвё» (буквальный перевод – «вечер мужчин»). Фактически это был праздник, который в остальной части Осетии известен как Джеоргуыба (праздник в честь Уастырджи; по-дигорски Уасгерги). Этот праздник приходился на вторую половину ноября и продолжался, как и сейчас, целую неделю. Устраивали его, как подчеркивалось выше, после окончания всех сельскохозяйственных работ. Замечу, что во многих дигорских селах никогда не увязывали праздник «лёгти ёхсёвё» – Джеоргуба с именем святого Георгия (в переводе с греческого это имя означает «земледелец»).

БÆЛДÆРÆН

Куадзæны фæстæ хуыцаубоны ирон адæммæ уыдис бæрæгбон Бæлдæрæн. (дыгуронау Бæлдара бос). Рагзамантæй нæм абонмæ баззад ныхас Бæлдæрæны куывдтæ. Ацы хабар дзуры, уæд-иу стыр куывдтæ кæй кодтой, ууыл. Арæзтой æнæхъæн хъæубæстæй иумæ æхсæны куывдтæ иумæйаг хæрдзтæй. Куывдтæ-иу бирæхатт æнæхъæн къуыри дæр ахастой. Куывд аразыны тыххæй-иу развæлгъау равзæрстой фысымтæ. Адæм Бæлдæрæны хъуамæ уыдаиккой хъæлдзæг, уымæн æмæ, дам, уæд æгас афæдз уыдзынæ афтæ хъæлдзæг. Дыгургомы Бæлдæрæнты уазæг æрбахонын нæ фæтчыдис, сæ куывдты-иу сидтысты бардуæгтæм хъæздыг тыллæг æрзайыны тыххæй.

Православные христиане отмечают Вербное воскресенье

Вербное воскресенье - народное название праздника "Вход Господень в Иерусалим", отмечаемого в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въехал в столицу Иудеи.
Чтобы понять смысл традиции освящения за неделю до Пасхи веточек вербы - традиции чрезвычайно любимой в народе, давайте разберемся, а что же мы отмечаем в Вербное воскресенье? Чем этот вход Иисуса в Иерусалим так знаменателен, что ему посвящают отдельный праздник?

ЛАУЫЗГÆНÆН

Стыр мархойы фæстæ æртыккаг æмæ цыппæрæм сабатæхсæв ирæттæ арæзтой Фыццаг (Стыр) æмæ Дыккаг (Гыццыл) Лауызгæнæн. Уый нымад уыдис мæрдты боныл æмæ уыдон номыл кодтой лауызтæ.

Лауызтæ кæныны æгъдау æндæр адæмтæм дæр зындгонд у. Ахуыргæндты хъуыдымæ гæсгæ, лауызтæ ритуалон хæринагыл нымад нæ цæуынц. Лауызтæ кæнынæн, зæгъынц, фыццаг уыдис практикон нысаниуæг. Адæм, дам, дзуллаг ссадæй кæрдзынтæ кæнын куы нæма зыдтой, уæд ссады тæнæг змæст тæвд къæйыл кодтой бæрцгай æмæ сæ хордтой афтæмæй. Фæлæ, дам, куыд фæстагмæ лауызтæ ритуалон хæринаджы нысаниуæг дæр райстой.

Дорогами предков-Борджнис

Ежегодно в конце октября в родовом селении фамилии Бетеевых - Борджнис - отмечают Горийы Дзуарыбон. Горий дзуару произносят молитвы и просят блага и особенно те у кого нету детей. Сюда приезжают представители фамилии Бетеевых и их родственники - жены, невесты, зятя, племянники со всех концов Осетии и России. Предлагаем вам передачу, Инны Гучмазовой о данном празднике, где впервые в Южной части Осетии за последние 20 лет были восстановлены древние подзабытые традиции предков.
Бетеев .рф

ТУТЫР

ТУТЫР Тутыр,на по осетинской  определяется как  - оберегание овец от волков-хищников. Таким образом, Тутыр оказался не пастырем овец (им является Фалвара), а хозяином, повелителем волков. Поэтому волки, как полагали горцы, без ведома своего владыки, не истребляли овец. Отсюда осетины-скотоводы старались быть с Тутыром в самых добрых отношениях - они платили ему "хъалон" (подать) принесением ему в жертву козла (Т у т ы р ы ц ж у), устройством особого праздника - "Т у т ы р т ж", исполнением обряда "Т у т ы р ы к о м д а р ж н" (Пост тутыра) и тд.

Старинная осетинская народная песня ТАБУ -ТАБУ


Куывд
Ой, табу аестыр Хуыцауаен, Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Буцаей цаерой дае куваег адаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Ой, табу Уастырджийаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Нае фаесиваеды даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Табу, табу, Уастырджийаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Нае фаесиваеды даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!

Южная Осетия. Религия. Секты

Южная Осетия. Религия. Секты Вопрос религии уже не одно тысячелетие будоражит людей. Сегодня в современном мире радикальных притеснений в области религии не наблюдается, однако вопросы и негодование будут всегда.
В последнее время население Южной Осетии встревожено информацией о том, что есть идея построить на территории 4-ой Российской военной базы Южной Осетии для военнослужащих-мусульман мечеть. Для разъяснения данной ситуации корреспондент ИА ОСинформ обратился к уполномоченной по делам религии при Президенте РЮО Соне Хубаевой.
Хубаева рассказала, что подобные просьбы поступают не впервые.
«Прошения поступали к нам и после августовских событий 2008 года, на что руководством Республики дан был четкий ответ в соответствии с законодательством Южной Осетии, - сказала Хубаева. - Были проведены разъяснительные работы с обращающимися, и мы объяснили, что есть основной закон «О свободе совести и религиозных организациях в РЮО», который гласит, что православие и национальные религиозные верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа».

ДОНЫСКЪÆФÆН

В.Абаев «Историко-этимологический словарь осетинского языка»
Donysk’æfæn ‘праздник крещения’. Буквально «(праздник) быстрого ношения воды» (после обряда все нарасхват кидались унести «освященной» воды).
Ногбонæй æхсæз боны фæстæ æрбалæууы æндæр бæрæгбон — Доныскъæфæн. Адæмы уырнынадмæ гæсгæ, уыцы æхсæв суæрттæм æмæ цæугæдæттæм вæййы алæмæты удæгасгæнæн тых, уды йæ тæригъæдтæй сыгъдæггæнæн миниуджытæ.

Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народа

Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народаНаступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народаНаступил Новый 2015 год и вместе с тем в Осетии начинается очередной цикл религиозных праздников. По традиции и народным верованиям собственно Новый год наступил по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит именно эта ночь и является главной в наступившем году и для осетин.

В году нынешнем новогодняя ночь совпала с еще одним традиционным празднованием – «Бынатыхсæв» (букв. Ночь места). Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – «Бынаты хицау» (букв. хозяин места или домовой), которого необходимо задобрить. В ночь со вторника на среду режут петуха, желательно темной окраски. Так как праздник широко отмечается в Осетии и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи были в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к «Бынаты хицау» с просьбой оказать покровительство семье. После него слово берет старшая хозяйка, именно ее молитва более всего по душе патрону дома. По окончании первого круга тостов гасится свет, и все выходят из дома. Полагают, что «Бынаты хицау», оставшись дома один, сможет спокойно отведать приготовленные в его честь яства. Через короткий промежуток времени домочадцы возвращаются в дом, и начинается основная часть пиршества.

НОЧЬ ДОМОВОГО ИЛИ БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ.

НОЧЬ ДОМОВОГО ИЛИ БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ.Согласно осетинскому поверью, у каждого жилища, как и у каждой семьи, есть свой покровитель.
Бынаты Хицауы Ахсав – это праздник покровителя жилища, который отмечается в первую неделю Нового года обязательно в ночь со вторника на среду. Согласно поверью, для того, чтобы семья жила в счастье и достатке, необходимо заручиться покровительством домового. Именно поэтому за каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву.
В старину предки приносили в жертву козленка или барана, а сейчас режут курицу или петуха.
Птицу или жертвенное животное разделывают таким образом, чтобы все части оставались целыми. Мясо ставят на стол вместе с пирогами и выпивкой. Глава дома возносит молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром тебе...»
ТЦ Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР

Цитаты

« Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он. » Наполеон Бонапарт
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29  
 Розетка

Курс рубля на межбанковском рынке

Курсы валютКурс доллараКурс евро
Конкурс ГУП Энергоресурс

Объявления

***

Предлагаю услуги нянечки для детей в возрасте с 3-х месяцев до полутора лет. Как почасовой уход, так и поденный. Гарантирую доброе отношение и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Все справки по телефону: +79298060080.

***

Куплю КамАЗ, фуру, крытую. Звонить по тел +7929 809 79 23

***

Сниму 2 -х комнатную квартиру со всеми удобствами в Цхинвале . Со сроком на 1 год. Звонить по телефону :+7929 810 60 60

***

ПРОДАЁТСЯ 2-х этажный дом по ул. Сталина 69(Б)со всеми удобствами, 3 санузла, жилая площадь 180 квадратов Солнечная сторона.имеется крытый гараж на 3 машина места. На первом этаже располагается магазин. Стоимость: 60 000$ долларов. Тел для справок +7929 808 00 11,+972523363698, [email protected]

***

Продается 30 тонный бак из железа 805 54 39

***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***

Осетия

  • Краткие сведения
  • Герб Флаг Гимн Южной Осетии
  • Конституция
  • Территория
  • Населенные пункты
  • Население Осетии
  • История Осетии
  • Религия Осетии
  • Осетинский язык
  • Осетинский язык 2
  • Карта Южной Осетии
  • Почтовые индексы
  • Осетинская кухня
  • Сайты Южной Осетии
  • Гостиницы Южной Осетии
  • Санатории Нагутни
  • Туризм
Задать вопрос
Задать вопрос